"Как ты сам относишься, к жизни, так жизнь относится к тебе"

Группу "Ленинград" можно смело назвать самым свежим и самым модным музыкальным явлением, хотя она существует уже несколько лет. Несмотря на кажущуюся вульгарность и простоту текстов песен, их автор Сергей Шнуров очень интересный собеседник.





"ПГ": Принято считать,что музыканты асоциальные люди и, кроме музыки, их ничего не интересует. А вы следите за жизнью страны, за курсом доллара, за ценами на нефть?

С.Ш.: Конечно, меня волнует жизнь моей страны, как любого нормального человека. Не могу сказать, что слежу за ценами на нефть, но примерно представляю, сколько она стоит. И даже знаю, что такое нефть марки Urals. Курс доллара меня тоже волнует.


"ПГ": Еще один стереотип - что все музыканты пацифисты. Как вы относитесь к войне?

С.Ш.: Это глубокое заблуждение, которое нам насаждалось с 8о-х годов. Гитлер, будучи художником, не был пацифистом. Или Сальвадор Дали. Тоже отнюдь не пацифист. Это наследие Х1Х века, от которого до сих пор не могут избавиться - некий романтический образ художника, этакого асоциального элемента, который живет только искусством и ни в коем случае не ради денег.

"ПГ": Какая жизнь у популярного музыканта? Он должен быть голодным, чтобы творить?

С.Ш.: Необязательно. Голод можно симулировать. Брать не 100 баксов в кабак, а 50. У меня нет банковского счета. Я люблю вещественные - можно сказать, материальные деньги. Пластик, например, не для меня. Это как выбирать между порножурналом и живой проституткой. Ведь проститутка всегда привлекательнее порножурнала.

"ПГ". То, каким человек стал, зависит от родителей. Что вам они дали в плане принципов, традиций?

С.Ш.: Наверное, я чем-то похож на своих родителей, но прямых заимствований в себе не вижу. Я, к примеру, не люблю многих вещей, которые нравятся родителям. Не люблю хрусталь, не люблю смотреть передачу "Своя игра" по телевизору.

"ПГ": А вы вообще смотрите телевизор?

С.Ш.: Да, люблю смотреть рекламу. Очень многие поворотные вещи и креативные решения находятся именно в рекламе. Это вообще такая тенденция.

"ПР": Кроме сочинения песен, чем вы любите заниматься?

С.Ш.: Мне очень нравится писать музыку для сериалов. Это отличное упражнение для ума.

"ПГ". А к каким сериалам?

С.Ш.: Мы написали музыку для фильма "Агентство НЛС", который шел по РТР, и для сериала "Русское чудо" на REN-TV. Когда есть определенные рамки, порой интереснее выражать себя, чем когда ты абсолютно свободен.

"ПГ". Но для художника несвобода ведь всегда была гибельна?

С.Ш.: Может быть, для художника Х1Х века это было справедливо. Может быть, он даже умер бы от этого или повесился. Но мы другие.

"ПГ": А чем вы отличаетесь?

С.Ш.: Сегодня мы можем выразить себя во всем, в любом стиле.

"ПГ": Даже если предложить вам создать музыку в стиле кантри, например?

С.Ш.: Я кантри не люблю, но если надо...

"ПГ". Значит, вы такое "материальное поколение" художников? Но что все-таки для вас важно?

С.Ш.: Для нас все важно. Когда ты на сцене, то не ~маешь о деньгах. Но когда они срочно нужны, просто соглашаешься на концерт и все - денег полно.

"ПГ": А о чем вы думаете на сцене?

С.Ш.: Да ни о чем. Единственное, чего всегда хочется - чтобы люди, находящиеся в зале, подумали, что это самое ох....ое шоу, которое они видели. Я не рефлексирую на тему, получился или не получился концерт. Если концерт получается, я потом анализирую, почему он получился, а на сцене у меня состояние, близ-коек трансу.

"ПГ": Вам нужен какой-нибудь допинг перед выступлением?

С.Ш.: Мне нужно некоторое время не пить перед концертом.

"ПГ": А сколько лет вы еще будете выступать? Вот вам уже скоро тридцать, и что - в сорок вы тоже будете кричать со сцены: "Я свой день рождения не буду справлять, все заебало, пиздец, на хуй, блядь !"?

С.Ш.: Ну нет. Я всегда говорил, что если вы в 30 лет увидите меня на сцене с гитарой, то пристрелите. Массовая культура - это дело молодых и для молодых.

"ПГ"'. А что будете делать в 40 лет?

С.Ш.: Я пока не знаю.

"ПГ": Значит, есть некий высший смысл в том, что Виктор Цой умер молодым? Хотя, наверное, неплохо, что Гребенщиков, например, на сцене?

С.Ш.: Все хорошо - и что Цоя нет, и что Боря Гребенщиков еще поет. Он молодец: что-то делает, и ему интересно. Наверное, в этом есть высший смысл, и сейчас можно об этом рассуждать. Но вас же никто не заставляет слушать Гребенщикова. Не хотите и не слушайте.

"ПГ": Вы говорите, что ваше творчество - это массовая культура. А что вы понимаете под этим термином?

С.Ш.: Масскультура - это плевок в бесконечность. То, чего завтра не будет, и надо себе в этом отдавать отчет. Это не нетленка. Скорее некий брэнд, некий фэшн, некое поведение. Сегодня я популярен - хорошо, завтра нет - буду заниматься чем-нибудь другим. Главное - быть к этому готовым. Не нужно себе в голову вбивать, что я такой гений, а потом кричать, что меня не пони мают, и нажираться наркотиками. Когда начинаешь задумываться, какой ты великий, у тебя сразу сбивается дыхание и понимаешь, что делаешь что-то не то. Сегодня сама жизнь становится частью искусства. Элементы игры уже есть в нас самих. Вот кто сделал наших бандитов? Абсолютная пародия на фильмы Тарантино. Эта киношная модель поведения прижилась. Обратите внимание: приходишь в клуб, а там сидят одинаково одетые люди, одинаковые девушки и никто не хочет быть самим собой. Мне кажется, что кино сегодня - это наша новая религия. Звезды кино, телезвезды - они как боги. Это Олимп. Недаром же они "работают в эфире". И все мы хотим быть на них похожими. А телевизор - это иконостас. Нет ничего интереснее, чем наблюдать за человеком, смотрящим телевизор. Напряженный взгляд, направленный в одно место. Жуть!

"ПГ": Как ваши родители относятся к творчеству группы "Ленинград"? Что мама говорит?

С.Ш.: Ей очень нравится. Собирает заметки, звонит и переживает, если что-нибудь плохое напишут. Она из того поколения, когда верили каждому печатному слову и думали, что в газетах работают полубоги. Она же не знает, кто на самом деле делает их сегодня.

"ПГ": Что вы любите из алкогольных напитков?

С.Ш.: Я пью в основном виски.

"ПГ": Что-нибудь особенное?

С.Ш.: Нет, Balantines.

"ПГ": Почему именно его?

С.Ш.: Потому что я читал Хемингуэя. У него в книге "Прощай, оружие! на каждой странице герои пьют - и виски в том числе. Я прочитал в школе и подумал, что, наверное, в этом что-то есть.

"ПГ": Играете в эстета?

С.Ш.: Я могу поиграть в эстета. У нас сейчас все играют какие-нибудь роли.

"ПГ": Могли бы сыграть роль респектабельного бизнесмена в костюме и при галстуке?

С.Ш.: Запросто. В таком виде я был бы неотразим.

"ПГ": А вы пользовались популярностью у девушек в школе?

С.Ш.: Да. Как сейчас помню: на школьном выпускном вечере я сидел на скамейке, на одном колене у меня сидела одна девушка, на другом - другая, а рядом еще одна и держала над всеми нами зонтик, поскольку шел дождик. Яркое воспоми-нание.

"ПГ": А вы уже тогда покоряли девушек своими песнями?

С.Ш.: Ну тогда я еще играл плохо, но песни распевал с большим энтузиазмом.

"ПГ": Клубная жизнь Петербурга отличается от московской?

С.Ш.: В Питере раньше начали. Но мне трудно анализировать, потому что мы в последнее время стали меньше ходить по клубам, тем более что часто в них просто выступаем. Может быть, старые стали. Мы уже такие мэтры-динозавры - как говорится, "заняли свою ни-шу" и там сидим. Хотя это чудовище под названием "Ленинград" еще покажет всем кузькину мать.

ПГ": То есть, несмотря на свои 39 лет, вы ощущаете себя старым человеком?

С.Ш.: Да уже одной ногой стою в могиле (смеется). А если честно, я когда в Соборе святого Петра в Риме увидел фрески Микеланджело, которые он сделал в 24 года, то вдруг осознал, что мне тридцать и что люди тогда жили быстрее. Хотя темп жизни был медленнее, чем сейчас.

"ПГ". А вы ощущаете разницу между Москвой и Питером?

С.Ш.: Мы патриоты родного города. Вот если бы сейчас выпили с вами граммов триста - четыреста, то стали бы кричать:

"Питер - number опе"... "Зенит - чемпион". (Смеется.)

Питер - это срез современной России. Эта жуть, грязь, мутные глаза и "Балтика № 9" с утра и есть настоящая Россия. Там реально можно "по-лучить", если идешь неправильным маршрутом. Вот и мне на Новый год досталось по роже.

"ПГ": Мне всегда казалось, что в Питере легче спиться.

С.Ш.: Ну да. Это у вас тут в Москве зеленый чай с утра до вечера.

"ПГ": А сколько нужно с вами выпить, чтобы оказаться в "друганах"?

С.Ш.: "Друганом" моим стать сложно, и количество выпитого на это не влияет.

"ПГ": "Ленинград" - успешный проект?

С.Ш.: На первый взгляд нет. Но есть некие формулы успеха в шоу-бизнесе. Если им следовать, можно стать успешным, и теория Эйнштейна тут ни при чем. Все это игра ума. Вот приятно, что Питер Габриэл в свой последний диск вместе со всякими этническими арабами и неграми вставил "Ленинград" как самую русскую группу. Приятно, что мы участвуем в процессе, который называется "мировая культура".

"ПГ": Что, он никого лучше не нашел?

С.Ш.: Просто мы самая русская группа. Особенно в восприятии иностранца. Дикие пьяные мужики - орут и куда-то несутся. У нас, кстати, последний год просто бесконечные гастроли за границей. Во Франции, в Финляндии, Германии. Там вообще сейчас все помешаны на русской музыке.

"ПГ": Вас в последнее время так холят и лелеют и так с вами носятся, что вы уже должны начать бронзоветь?

С.Ш.: Да нет, не начнем. У меня в чемодане лежит такая бомба для всех - новый проект под названием "Диоды". К "Ленингра-ду" не имеет никакого отношения. Я думаю, что и критики, и наши поклонники просто умрут. Это электропоп типа середины 8о-х... помните группу "Мираж"? Первая песня называется "Роботы-ебо-боты". А еще одна песня есть, на которую мы сейчас клип будем снимать: про компьютеры, "Писи" называется. Правда, скорее всего, его нигде не покажут.

"ПГ": Что вы любите есть?

С.Ш.: Черный хлеб с маслом и докторской колбасой. Еще лапшу "Доширак". Очень хорошо идет, если туда сыру добавить. Я не гурман. У меня нет никаких предпочтений. И не люблю есть за границей.

"ПГ": А как к вину отно-ситесь?

С.Ш.: Если я на Черном море или в Италии, то, конечно, буду пить вино. Зимой, правда, требуется что-нибудь покрепче, а летом водку пить глупо.

ПГ": Вы счастливый человек?

С.Ш.: Наверное, счастливый, хотя на самом деле состояние счастья - это такая вещь... Как ты сам относишься к жизни, так жизнь относится к тебе.

"ПГ": А у вас были депрессии?

С.Ш.: Были. Жуткие депрессии, связанные с поисками смысла жизни. Я пережил кризис среднего возраста. Вот вроде бы все есть, а что делать - непонятно. Потом понял, что нужно не думать, а просто что-то делать. У меня есть некий стержень, который иногда обрастает мясом.

"ПГ": А как выходили из кризиса? Не пробовали читать Библию?

С.Ш.: Нет, я читаю стоиков, Марка Аврелия и других. А Библии уже начитался. Я ведь три года проучился в духовной академии - с 199Я По 1996 год.

"ПГ": Какую музыку слушаете сейчас?

С.Ш.: Советские песни 60 -70-х годов. Как песни - это гениальные вещи. Аранжировки очень талантливые. Русский рок противен, потому что, кроме русского текста, там русского больше ничего нет.

"ПГ": У вас есть ощущение своего поколения - что вы отличаетесь от более молодых и вас плохо понимают люди старше вас?

С.Ш.: Мне с ровесниками общаться гораздо проще. С ао-летними труднее находить общий язык, не знаю почему. Может быть, мы циничнее. При нас три раза меняли деньги, мы узнали, что такое наркотики. Многие из нас уже умерли. Но это поколение далеко не потерянное, и те пассионарии, которые остались живы, несмотря на бандитизм и наркотики, еще себя покажут.

"ПГ": А ваши дети смогут так?

С.Ш.: Я глубоко уверен, и вся история моей жизни убеждает меня, что нужно быть готовым ко всему. Нельзя думать, что дальше все будет хорошо. Ситуация может поменяться в любой момент. Наверное, поэтому мы так просто и быстро тратим деньги.











Сайт управляется системой uCoz